Понятия со словосочетанием «представляться взору»
Связанные понятия
Повалу́ша (гридня, повалыша (стар.)) — в традиционной русской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров и приема гостей.
Хоромы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»). Каменные строения назывались палатами.
Мавританская архитектура — архитектурный стиль, сформировавшийся под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе.
Тинтиннабулум (лат. tintinnabulum) — литургический колокольчик, бубенчик, который прикреплён к позолоченной раме на палку. Вместе с умбракулумом, жёлто-красным шёлковым зонтиком, символизирует базилику (Basilica minor).
Имплювий (также имплювиум, лат. impluvium от in — «в» + pluvia — «дождь», букв. «водосбор») — бассейн в средиземноморском доме. Впервые возник в древнеиталийском и древнеримском жилище домусе, затем стал необычайно популярен в древнеримской и древнегреческой архитектуре античности, когда в условиях засушливого климата в целях экономии воды древний очаг на дне атриума был убран, и на его месте появился четырёхугольный неглубокий бассейн-имплювий. Дождевая вода стекала в него по четырёхскатному черепичному...
Ларарий (лат. lararium, от лат. «lares») — в римском доме культовое помещение или место поклонения домашним богам — ларам, пенатам.
Домо́вая резьба́ — метод украшения экстерьера дома посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов.
А́триум или а́трий (лат. atrium от ater «закопчённый; чёрный: помещение, почерневшее от копоти»), каведиум (лат. cavedium «углубление» от cavus «пустой») — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианских базиликах атриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окруженный крытой галереей.
Клафтер (нем. Klafter) — мера длины, принадлежащая, по происхождению, к числу так называемых натуральных мер и соответствующая старорусской маховой сажени. Венский клафтер = 1,896 м, гессенский клафтер = 2,5 м и примерно соответствует мере, именуемой во французском языке туазом.
Дельтодон — вид художественного оформления плоской поверхности церковных стен с помощью живописного или рельефного орнамента, в основе которого лежит троица остроконечных овалов («О»), соединённых вершинами. В сюжетный мотив этого вида декорирования была заложена идея триединства божественной сути, которую можно отследить ещё с дохристианских времён.
За́пад — сторона света, противоположная востоку. Первоначально это слово обозначало «закат», так как Солнце на закате всегда находится приблизительно на западе, кроме приполярных и полярных широт.
Го́рка — основной элемент изображения пейзажа в канонической православной иконописи. Горки имеют вид уступчатых нагромождений-лещадок в виде простейших геометрических форм, напоминающих усеченный квадрат или прямоугольник, завершенный декоративными элементами козелка́ми, приобретавшими всё более сложные очертания. Со второй половины XVII века горки заменяются наиболее гладкими, напоминающими реальные рельефы, объемными холмами. Среди многоплановой символики горок — наносимые свинцовыми белилами лещадки...
Перисти́ль (перистилиум) — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от др.-греч. περίστῡλος («окружённый колоннами» от др.-греч. περί- «вокруг» и др.-греч. στῡλος «столб») и изначально обозначал такой архитектурный приём в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Постепенно понятие распространилось на более ранние сооружения подобного плана, использовавшиеся в Древнем Египте, Персии и т. п.
Адитон (др.-греч. ἄδυτον — «святыня» от a-ditos, «недоступный, священный») или ади́тум (лат. adytum) — особая священная комната в древнегреческих и римских храмах, расположенная позади основного помещения (наоса у греков, целлы у римлян), где находилась статуя божества. В адитон могли входить только жрецы или известные лица, и лишь в строго определённое время. Там находились алтарь (жертвенник) и сокровищница.
Опистодо́м или опистодо́мос (раньше иногда: описфодо́м, вариант произношения от др.-греч. ὀπισθόδομος) — задняя (внутренняя) часть античного древнегреческого храма или здания, отделённая от наоса стеной и имеющая отдельный выход — как правило, на западном фасаде.
Церко́вная у́тварь — принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и давнюю историю происхождения. В данном списке они сгруппированы по местоположению внутри храма.
Бесе́дка — лёгкое архитектурное сооружение, расположенное, как правило, в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед, что и дало ему название.
Тясицу (яп. 茶室, «чайный павильон») — чайный домик, атрибут японской чайной церемонии.
Калан — тямский кирпичный храм башенного типа, главный в храмовом комплексе. Считаются олицетворением горы Меру, священной в индуизме и буддизме. Сохранилось 24 группы тямских строений, каждая из них имеет как минимум один калан.
Клуа́тр (фр. cloître, от лат. claustrum, закрытое место; итал. chiostro, англ. cloister, нем. Kreuzgang) — типичная для романской, византийской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор-колодец или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.
Теокалли (аст. teōcalli — дом бога, от аст. teotl — божество и аст. calli — дом) — тип культового сооружения, характерного для Центральной Америки доколумбовой эпохи. Представляет собой четырехугольную каменную пирамиду, стороны которой, как правило, были строго ориентированы по сторонам света. Пирамида состояла из нескольких уступов, образовывавших террасы, а также имела крутую лестницу на всю высоту. На самом верхнем уступе располагался храм для жертвоприношений. Теокалли характерны для архитектуры...
Ритуальный археологический комплекс(ritual archaeological complex) — комплекс жертвенных вещей, ритуальных остатков/останков, культовых сооружений и предмета поклонения, являющихся результатом действий, связанных с магической или религиозной практикой.
Каменные кольца — один из видов полигональных грунтов. Бордюры из мелких каменных обломков и щебня, расположенные вокруг округлого или многогранного мелкоземистого вспученного участка от 0,1 до 3 метров в поперечнике.
Пуук (puuk / puuc) — архитектурный стиль, характерный для классической эпохи майя VII—X веков (987—1194) периода Майяпанской лиги. Назван по именованию холмогорья Пуук на юго-западе Юкатана, где сосредоточены самые яркие памятники. Архитектура характеризуется множеством иконографических деталей, за что этот стиль ещё называют «индейским барокко».
Аула (греч. αυλή) — открытый двор греческого дома либо актовый зал в академии или университете.
Пирами́да Кукулька́на (исп. Pirámide de Kukulkán, Templo de Kukulkán, «El Castillo») — храмовое сооружение, уцелевшее среди руин древнего города майя Чичен-Ица на полуострове Юкатан в Мексике. Кукулькан у майя являлся аналогом бога Кетцалькоатля.
Пирамидион — камень пирамидальной формы, обычно устанавливавшийся на вершине египетской пирамиды. В египетском языке назывался «бенбенет» и ассоциировался со священным первохолмом бенбен. Ни на одной пирамиде в наши дни не сохранился наверху, но некоторые пирамидионы дошли до наших дней в очень хорошем состоянии и хранятся в Египетском музее в Каире.
Русское традиционное жилище — в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева — избу, построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном, на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища. В традиционном виде к настоящему времени почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища, а также в дачном строительстве.
Голубе́ц (от слова «голубь, голубчик», также голбец, столбец, часовщика) — крыша на могильном или поклонном кресте, вообще — надгробный памятник со схематической кровлей или в форме избушки. Кровли голубцов-столбов украшались главками с крестами и резными причелинами по скатам. Иногда в верхнюю часть столбца врезали медную иконку с изображением того святого, имя которого носил умерший.
Циклопи́ческая кла́дка — конструкция, состоящая из больших тёсаных каменных глыб, подогнанных друг другу без связующего раствора. Валуны могут казаться вовсе необработанными, промежутки между камнями заполнены мелкими камнями. Устойчивость всего сооружения достигается только силой тяжести каменных глыб.
Звонцы — маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.
Лупана́рий (также лупана́р, лат. lupānar или lupānārium) — публичный дом в Древнем Риме, размещённый в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupa) — так в Риме называли проституток.
Фо́рум (лат. forum — арх. преддверие гробницы; площадка в давильне для подлежащего обработке винограда; рыночная площадь, городской рынок; торжище, центральная площадь)...
Твёрдый налёт — атмосферное явление, легкий, белый налёт из маленьких ледяных кристалликов, по строению похожий на иней, но отличающийся от него условиями образования. Образуется на стенах домов, стволах деревьев, на скалах и т. п., обыкновенно в пасмурную погоду, когда после более или менее продолжительных морозов наступает потепление и дует сравнительно тёплый и влажный ветер,дующий с океана на материк.
Морско́й стиль — стиль керамики в минойском искусстве, характерный для новодворцового периода (около 1650 г. до н. э. до 1450 г. до н. э.)
Каменные моря — обширные беспорядочные нагромождения и россыпи неокатанных каменных глыб (коллювия), каменники, располагающиеся на плоских элементах рельефа и занимающие обширные пространства ниже снежной границы.
Синдэн-дзукури (яп. 寝殿造り, «спально-дворцовый стиль») — стиль жилищных сооружений японских столичных аристократов X—XII веков периода Хэйан. Его особенностью является симметричное расположение главных строений аристократического поместья и отсутствие пространства между строениями. Использовался при строительстве резиденций правителей в Киото, буддийских храмов и синтоистских монастырей.
Торо́сы — нагромождение обломков льда, до 10—20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова. Различают два вида образования торосов (или торошения): взлом и раздробление ледяного покрова.
Пре-Руп (в переводе с кхмерского «Переворачивание тела») — один из самых значительных храмов-гор. Построен во времена правления Раджендвармана II, освящён в 961 или в начале 962 года. Посвящён Шиве.
Эди́кула (уменьшит. от лат. aedis дом, храм, часовня), буквально означает небольшой дом или храм. В Древнем Риме слово имело два значения. Эдикулами назывались домашние священные уголки, в которых помещали небольшие алтари или статуи лар и пенатов, покровительствующих семье или домашнему очагу. Название эдикула использовалось также для обозначения небольшой ниши в бо́льших по размеру храмах, опирающейся на пьедестал, увенчанной фронтоном и окружённой колоннами. Именно в последнем значении слово используется...
«Цино́вка Ягуа́ра» — каменный трон в виде фигуры ягуара, символ власти и трон верховного правителя древнего города майя Чичен-Ица, в древности располагавшийся в святилище на вершине Пирамиды Кукулькана и впоследствии обнаруженный археологами в одном из потайных помещений внутри пирамиды. Считается, что первоначальным владельцем трона был Топильцин Кецалькоатль.
Неистовые пятидесятые (англ. Furious Fifties) — название, данное моряками океаническим пространствам между 50° и 60° широты в Южном полушарии Земли, которые расположены рядом с Антарктидой. Название дано из-за сильных ветров, дующих в этих широтах, когда парусному флоту XVIII-XIX веков приходилось спускаться южнее 50° широты, чтобы обогнуть мыс Горн — южную оконечность Южной Америки.
Го́пурам (или го́пура, санскр. गोपुरम्, gopuram IAST) — надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов, отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии. Служит в качестве входа в храмовый комплекс. Гопура имеет то же функциональное значение, что и гопурам — монументальное сооружение над проходом через ограду храма. Слово «гопура» используется в описании сооружений (храмовых комплексов) на территории Юго-Восточной Азии.
Сад камней (яп. 枯山水 карэсансуй, букв. «сухие горы и воды»), также «сэкитэй» (яп. 石庭, букв. «каменный сад») — культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336—1573).
Бара́бора, бара́бара (англ. barabara, алеутский: ulax̂, ulaagamax, ulaq, or ulas; алютикский: ciqlluaq) — традиционное жильё народов алутиик, алеутов Алеутских островов и Камчатки. Сегодня бараборы не используются для жилья.
Августовский или Римский Классицизм — историко-региональный стиль античного искусства, зародившийся в 1 в. нашей эры, в Риме. В годы правления императора Октавиана, прозванного Августом (лат. Augustus - возвеличенный, священный; 63 г. до н. э.- 14 г. н. э.).Для стиля характерно использование декоративных покрытий из цветной мраморной плитки. Покрытий в виде плоских или рельефных инкрустаций имитирующих художественную роспись. Римом перенималась практика греков в декоративной отделке применительно...
Прона́ос (от др.-греч. τὸ προνάον) — открытая или закрытая пристройка перед входом в храм, передняя, проходная часть античного храма, прихожая, дословно: предзал. Говоря иными словами, пронаос — это преддверие храма; полуоткрытая часть античного богослужебного здания между входным портиком и наосом (целлой). Спереди пронаос часто ограждается двумя колоннами, с боков — стенами в виде антов.